Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Социально-психологические особенности детей из неполных семей
Автор:  Иванченко В.А. 
В статье рассматриваются существующие научные взгляды на личностные особенности детей из неполных семей. Представлены результаты диагностики мотивационных компонентов личности, социально-психологической адаптации, выбора временной перспективы, способности к самоуправлению, коммуникативных и организаторских способностей. Отражены некоторые отличия детей из полных и неполных семей.
Копилка родительского опыта. Подборка журнала "Игра и игрушки"
Экстремальная психология важна для сохранения здоровья
Автор:  Рубцов В.В. 
Ядерная энергия в руках педагога (управление подростковым коллективом по обратной связи)
Автор:  Лишин О.В. 
В статье раскрываются психолого-педагогические условия организации и поэтапной работы руководителя с подростково-юношеской группой, среди которых одним из важнейших является управление «по обратной связи». Приводятся примеры из педагогической практики. В качестве одной из самых эффективных современных методик формирования личности рассматривается «коммунарская методика» И.П.Иванова
Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером
Изучена структура интеллекта у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на формирование отдельных компонентов интеллекта. Показано, что ранний опыт начала работы за компьютером (в 8 лет и ранее) оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей. Однако наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления является возраст 9–10 лет.
Проблема подросткового кризиса
Автор:  Прихожан А.М. 
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет...
Психологическая готовность к материнству
Автор:  Мещерякова С.Ю. 
Психологическая готовность к материнству рассматривается в статье как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Автор предполагает, что это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение. В процессе исследования были получены ответы на следующие вопросы: по каким показателям можно определить уровень психологической готовности к материнству до рождения ребенка; адекватно ли это понятие в отношении прогноза будущего реального материнского поведения. Предполагается...
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
О родовом субъекте и рефлексии больших и маленьких людей. К 80-летию В.В.Давыдова.
Автор:  Гуружапов В.А. 
31 августа 2010 года исполняется 80 лет со дня рождения Василия Васильевича Давыдова (31 августа 1930 — 19 марта 1998) - выдающегося отечественного психолога и теоретика образования, академика, директора Института общей и педагогической психологии, ныне Психологического института Российской академии образования (1973-1983, 1991-1992), лауреата премии президента Российской Федерации в области образования (1996), вице-президента Российской академии образования (с 1988 г. и до кончины).
Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения
Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. В этой области нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы мы используем следующее предположение: что существует несоответствие в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах, и отсутствие этого несоответствия у неготовых к выбору учащихся может повлиять на изменение...
К вопросу о профессиональном самоопределении аддиктивных подростков
Профессиональная ориентация на Украине и в России
Влияние учителя на взаимоотношения и общение детей в классе
Автор:  Корпачёва С.Н. 
Воображение ребенка: природа и развитие Ч.1
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему - традиционному. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой ревлизм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потенциала (в том числе - проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. В фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность воображения. Затрагивается...
Воображение ребенка: природа и развитие. Ч.2
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскрывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему традиционному пониманию. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой реализм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потециала человека (в том числе, проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. При этом в фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность...
Вопросы изучения и диагностики вербальных способностей
Автор:  Новак З. 
Воспитание как общение-диалог
Вы ставите оценку
Автор:  Успенский В.Б. 
Выявление представлений родителей о развитии дошкольника
Статья посвящена анализу влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются различные точки зрения относительно структуры родительской позиции. Предложена модель родительской позиции по отношению к процессу психического развития ребенка, включающая в себя два параметра: 1) "акселерация - амплификация" - способы воздействия родителей на развитие ребенка, учитывающие особенности возраста и содействующие их наиболее полной реализации, либо направленные на ускорение развития и не считающиеся с возрастными особенностями ребенка; 2) "активность...
Диагностика понимания массовой информации старшеклассниками
Автор:  Шуварикова Е.В.